new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Актуальные темы



    Возврат к списку

    Христос говорил: «Не мир Я вам принес, но разделение». С тех времен люди разделились на тех, кто истину отвергает и уничтожает ее, и тех, кто истину принял

    Христос говорил: «Не мир Я вам принес, но разделение». С тех времен люди разделились на тех, кто истину отвергает и уничтожает ее, и тех, кто истину принял

    «Сегодня российское публичное пространство напоминает театр военных действий. Общество расколото на группы, большинство людей уже давно определились со стороной конфликта и готовы отстаивать интересы "своих" до конца. Оценить общую картину беспристрастно пытаются единицы, аргументы зачастую вообще мало кому интересны — в ход идут преимущественно эмоции. 

    Самый характерный пример — полемика российских либералов и консерваторов-патриотов, причем почти по любому вопросу: от конфликта на Украине до передачи Исаакиевского собора РПЦ. При этом те, кто пытается время от времени выйти за пределы догм того или иного "идеологического лагеря", подвергаются со стороны своих единомышленников чуть ли не большей критике, чем со стороны оппонентов», - пишет «Росбалт». 

    Издание отмечает, что это характерно не только для России – реакция значительной части американцев на избрание Дональда Трампа президентом США или споры о мигрантах во Франции и Германии тоже укладываются в эту картину. 

    «Можно ли преодолеть идеологический раскол? Чем объясняется такой мировоззренческий раскол и к чему он ведет? Почему в случае разногласий на "своих" нападают гораздо сильнее, чем на "чужих"?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

    Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что надо вспомнить слова Христа, Который говорил: «Не мир Я вам принес, но разделение». 

    «С тех времен люди разделились на тех, кто истину отвергает и пытается ее уничтожить, и тех, кто истину принял. И это разделение будет до скончания века, оно идет именно по отношению к истине и к идеальному образу, который нам явлен во Христе. В этом смысле разделение на полюса четко означает, что закончился один период истории, как в России закончился постсоветский, а переход из одного лагеря в другой вызывает болезненные обостренные чувства и отношения. Сомневаюсь, что можно найти выход. Господь специально дает людям возможность самоопределиться. Что важнее – истина или комфорт земной жизни, принципиальность или компромисс?» - вопрошает священник. 

    Он напомнил, что в Евангелии сказано: «Не пугайтесь, ибо надлежит всему этому быть», и «не бойся, малое стадо, ибо я победил мир». «Конечно, возникает вопрос, насколько это коснется моей семьи, города, страны. Тут можно уповать на то, что мы уже пережили много катаклизмов, и назревающий катаклизм может быть по милости Божьей смягчен, в то время как Европа и США только входят в эпоху страшных потрясений. Бог может их помиловать, но сначала надо умереть, только тогда они окажутся способными к воскрешению. Желаю всем нам в предстоящих испытаниях сохранить твердость, веру, упование на Бога, как можно меньше потерь в ближайшем окружении, меньше предательств и измен», - заключил о. Сергий.

    Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, не думает, что ситуация у нас так уж похожа на положение в США и Европе. 

    «У нас в основном расхождение не между множественными группами, а действительно между либералами и консерваторами. Да и либеральное идейное течение за четверть века со времен "перестройки" себя исчерпало и во многом дискредитировало. Среди людей, "продвинутых" информационно, страсти кипят, но общей массы населения это не касается. Поэтому не так просто объективно понять настроения народа в целом, - а он молчаливо все же поддерживает обычно консерваторов-патриотов. Да и среди либералов нет уже серьезных авторитетов. В свое время некоторые из них получили серьезную информационную власть и пошли в услужение определенным силам, поэтому до сих пор держатся на плаву, но это как пена на гребне страстей, не более», - подчеркнул он.

    Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, отметил, что идеологизация сознания – очень опасная вещь. 

    «На смену трезвому, здравому мышлению, способности дать верную оценку приходят клише. Исключаются взаимопонимание, доверие, - быть может, даже любовь. Получается, что в рамках определенной догмы легче отвечать на все вопросы – все ответы уже есть. Часто такое идеологическое искажение сознания свойственно людям, которые не могут самостоятельно размышлять, давать оценку происходящим событиям. Светское общество часто критикует Церковь, упрекая в том, что сознание священнослужителей догматизировано. Но если мы откроем творения Святых отцов, мы увидим другую картину: мышление христианина всегда предполагает внутреннюю свободу. А то, что мы сейчас видим в обществе – как раз попытки идеологизации различных сторон жизни», - продолжил он. 

    «Это может привести, как у нас часто бывало в истории, к противостоянию – чего бы очень не хотелось. Нужно стараться решать спорные вопросы. Всегда можно найти точки соприкосновения. Но бывают ситуации, когда собеседники не хотят понять друг друга, а без их желания выход не может быть найден. Нападают на "своих" сильнее, чем на "чужих", наверное, именно потому, что этих людей считали своими приверженцы определенной группы – особенно идеологизированной. Всегда существовала корпоративность, а потеря членов воспринималась болезненно», - заключил священник.

    Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил: «Чтобы ответить на эти вопросы, нужно увидеть причину таких явлений не только в России, но и в мире». 

    «Она, мне кажется, кроется в строительстве "нового мира", - нового мирового порядка, который призван уничтожить суверенитеты государств. Они, как традиционно выстроенные системы жизни народов и национальностей, должны перестать существовать. Суверенность и самостоятельность наций предполагается подвергнуть ослаблению – если не уничтожить. Мы тоже вовлечены в этот процесс и должны понимать, какие силы нам противостоят, на чьей они стороне. Одни участвуют в строительстве нового мирового порядка, становясь над государствами, системами, нациями, суверенностью и самостоятельностью народов, другие должны противостоять этому процессу, утверждать ценности нации, семьи (как основы нации) и, соответственно, национального государства. Вот ответ на вопрос. И если мы посмотрим на проблему с этой стороны, мы поймем: слабость тех, кто называет себя патриотами, в том, что им запрещено говорить о национальном возрождении - по крайней мере, применительно к России, русскому народу, русской нации. Это запретная тема. А раз так, сложно выстроить идеологическую конструкцию как единое здание, и мы вынуждены иметь дело лишь с отдельными ее элементами. "Надо отдать Исаакиевский собор Русской Церкви", "поддерживать Украину", - все сводится к отдельным эпизодам, мелким, незначительным, непонятным для окружающих людей, слушающих эту дискуссию, вопросам. А важнейшие вопросы бытия остаются за рамками, об этом запрещено говорить. Такой вопрос для патриотов – существование семьи, русской нации как таковой. Что такое русское государство, почему предпринимается попытка стереть его с лица земли, на каком поле идет война?» - вопрошает он. 

    «С другой стороны, нужно понимать: за либералами, за так называемыми "глобальными ценностями" тоже стоят не абстрактные силы, а конкретные люди, которые представляют национальный, религиозный, и поэтому очень сплоченный, мощный элемент мировой политики. Они хотят диктовать свою волю, быть во главе нового миропорядка, и выстраивают свою деятельность, поддерживая силы, которые каким-то образом на их поле воюют», - подчеркнул батюшка.

    Иерей Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске, отметил, что, если говорить о России, то это извечный спор западников и славянофилов. 

    «Он начался не сегодня. Но прежде чем говорить об устранении раскола в обществе, нужно иметь какую-то идею. В России после падения железного занавеса никакой идеи не существует. Вернее, ее нет по причине одной из статей в Конституции, гласящей, что никакая идеология у нас не может быть главенствующей», - добавил он. 

    «Что такое идеология? – направление, путь. То, куда движется страна. Это как ехать на машине – не зная дороги, забиваешь в навигатор хотя бы примерные координаты населенного пункта. Так вот и нам, чтобы двигаться, нужно определить пункт назначения. А у нас в этом смысле разброд и шатание. Российские либералы, как и прежде, с восторгом смотрят на Запад. А там основные идеи – мультикультурализм, экономическая и политическая глобализация. Мы это видим, когда споры превращаются в противостояние выходцев из стран третьего мира и государствоообразующего народа. Идеи экономической и политической глобализации чреваты потерей суверенитета стран, которые под этим "подписались". Нам с ними не пути, и лучше учиться на чужих ошибках, нежели на своих», - продолжил о. Святослав. 

    «Чем отличаются консерваторы от либералов? Консерваторы смотрят в прошлое и делают выводы на основе его уроков. Русская цивилизация существует свыше 1000 лет. Мы можем что-то взять на вооружение из опыта прошлого. И в качестве объединяющей идеи – православную культуру. Я не беру религиозный аспект, и говорю именно о культуре, о христианских постулатах, от которых старушка-Европа отказалась. В них входит и умение вести честный диалог, не желать ближнему того, чего не хочешь себе. И мы видим, что нынешняя власть пытается использовать идеи прошлого, замешанные на православной культуре. Наши политики и дипломаты стараются держать слово, вести доверительную беседу со своими партнерами. Внешнеполитические успехи, которых добились Путин, покойный Чуркин, Рогозин, Лавров, впечатляют. И мне кажется, американский народ сделал свой выбор в пользу этой модели. В какой-то мере идеи нашего Русского мира нашли поддержку у другого народа», - подчеркнул он. 

    «Национальные идеи всегда рядом с нами. И это не "балалайка, водка и медведи", а православная культура. Мне кажется, именно поэтому столько споров вокруг церковных инициатив, включая тот, который возник по поводу Исаакиевского собора», - заключил священник.

    Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, напомнил, что у Козьмы Пруткова в его сочинениях есть черновой проект «О введении единомыслия в России». 

    «Но все же есть вещи, которые невозможны. Ситуаций, в которых будет пусть не полное, а хотя бы условное единомыслие, быть не может. Даже в условиях тоталитарного общества навязанное единомыслие не будет искренним: разногласия присущи человеческой природе. А когда речь идет о государстве или обществе внутри государства, эти разногласия приобретают партийный характер, потому что партийность – это такая формализация разногласий, когда человек себя приписывает к определенному сообществу - к радикалам, консерваторам, либералам и прочим. Поэтому такое разделение вполне соответствует духу не только современного общества. В момент, когда возникает политика как явление, как инструмент действия, как наука, начинается партийное деление. А поскольку оно основано на разногласиях, это деление бесконечно и не может быть остановлено. Другой вопрос, что где-то партийность будет более раздроблена, а где-то как единый хор мнений. Так что сейчас не исключительная ситуация в мировой истории, так было и будет, пока есть политизированное пространство», - продолжил он. 

    «Как это преодолеть? Сегодня это может быть связано исключительно с национальными интересами. Хотя многие пытаются их отодвинуть на второй план, но фактор почвенничества не может исчезнуть. Человек, который чувствует себя гражданином того или иного государства, не может его не любить. Если он этого не делает, он становится маргиналом в определенном смысле. Но государство вполне можно критиковать - с целью улучшить общество, то есть конструктивно, а не деструктивно. Поэтому консерваторы и либералы могут объединиться, исходя из идеи верности своей стране», - отметил священник. 

    «Есть факторы, которые объединяют людей и в США, и в Европе, и у нас может быть такое – та же приверженность к национальным историческим ценностям. Это может способствовать если не единомыслию, то общей взвешенной позиции: любой раскол и противостояние становятся не столь глубокими, если цели едины. Та же многопартийность не должна подрывать устои государства, она должна укреплять его, исправлять ошибки оппонентов, совершенствовать существующую систему. Если человек оказался в определенном лагере, он должен разделять его идеи, а если отходит от этих принципов, воспринимается маргиналом, изменником. Есть некие правила игры: человек, который себя отождествляет с тем или иным течением, не должен отказываться от своих убеждений и публично об этом заявлять. Это принцип корпоративной политической культуры. Поэтому любые отступники рассматриваются как оппоненты, потому что противопоставляют себя своему сообществу», - заключил о.Андрей.


    Возврат к списку



     


    a_b.jpg

    За веру православную

    Перейти к разделу

     

    Образование и воспитание

    Перейти к разделу

     

    Святая русь

    Перейти к разделу

    Современные проблемы

    Перейти к разделу

     

    Православный образ жизни

    Перейти к разделу

     

    Новости за рубежом

    Перейти к разделу

    Проповеди

    Перейти к разделу

     

    История церкви

    Перейти к разделу

     

    Русская история

    Перейти к разделу

     
      Карта сайта / Обратная связь
    Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
    Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
    Яндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru