new_logo.png
 
 
 

 
 

Видео материалы



Все видео










Партнеры

srub8831.jpg amin8831.jpg fondab8831.jpg

Актуальные темы



    Возврат к списку

    «Приучать детей к труду надо, но для этого должны быть созданы условия»

    «Приучать детей к труду надо, но для этого должны быть созданы условия»

    Православные священнослужители о трудовом воспитании …

    В Совете Федерации пройдет заседание Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей». «Сегодня как никогда необходимо поддерживать и укреплять институт семьи», - заявил по этому поводу председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, сообщает Regions.ru.  

    Кроме вопроса размещения детей в приемных семьях, шел разговор о трудовом воспитании. Так, Галина Осокина, ответственный секретарь Вологодского областного отделения Национальной родительской ассоциации (НРА), отметила, что сейчас на первый план выходит не столько защита здоровья детей, сколько проблемы воспитания – и, в частности, воспитания трудового. «Родители должны осознать свою ответственность за то, что происходит сегодня с их детьми. Стало считаться, что не только дома, но и в детских домах, и в школе дети не должны работать. Я уверена, что если нет привычки к труду, то молодой человек или девушка не буду стремиться в 20–25 лет работать», - сказала она. 

    В советское время считалось совершенно нормальным, когда подростки (в том числе и не из самых бедных семей) на каникулах подрабатывали – почтальонами, дворниками, на уборке овощей или фруктов и т.п. Существовали также трудовые лагеря, в которых дети не только отдыхали, но и занимались общественно-полезным трудом. Сейчас это редкость. Ушли в прошлое и другие практиковавшиеся в прошлом формы привлечения школьников к труду, а никакой замены им не появилось. В то же время во многих зарубежных странах, в том числе в таких богатых, как США и Япония, старшеклассник, подрабатывающий во внеучебное время – скорее норма, чем исключение. 

    «Как, на ваш взгляд, следует воспитывать в детях привычку трудиться и нужно ли это делать? Как вас в детстве приучали к труду?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
     
    Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, отметил, что в наше время во всех школах дети и учились, и трудились. 

    «Кроме того, классы соревновались между собой, кто сделает больше добрых дел – принесет воды, вскопает участок пенсионерам, ветеранам войны, людям, у которых нет родственников и сил работать. Это было в порядке вещей. Посещая детские дома, я узнал, что там, увы, детей этому не учат. Дети, которые растут в семьях, работают на даче. Кто-то живет в частном доме. А у детдомовских детей вообще нет возможности трудиться. Это большой минус. На них нашему государству тоже нужно обращать внимание, а не только на детей, которые живут в семьях. Печально, что в школе уже нет уроков труда. Их обязательно нужно вернуть – польза от этого будет огромной. Ну а в целом радует, что у нас стали чаще обращать внимание на детей. О важности этого давным-давно говорит патриарх, священноначалие, да и любой священник. Радует, что их слова были услышаны. Дай Бог, чтобы в школе дети получали азы трудовых навыков и заканчивали ее, уже имея определенную привычку трудиться», - заключил владыка.
     
    Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, напомнил слова апостола Павла: «Не трудящийся да не ест». 

    «Эти слова распространяются на всех - в том числе на детей. Но, конечно, нужно иметь в виду возрастные особенности ребенка. Нельзя эксплуатировать детей, перегружая их работой. Но это уже зависит скорее от работодателей, нежели от родителей. А родители, конечно же, должны с самого раннего возраста прививать детям любовь к труду, учить их работать быстро и эффективно. Когда дети вырастут, они будут только благодарны своим родителям за приобретенные в семье навыки. Я уже точно не помню, как приучали к труду меня. Помню, чистил картошку, крутил в мясорубке мясо для котлет – а тогда мясорубки были ручные, и делать это ребенку было не так-то просто. Еще подметал пол, накрывал на стол – в общем, выполнял посильную домашнюю работу», - подчеркнул он.
     
    Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», заявил, что не помнит, чтобы в советское дети так уж активно трудились: тогда строго следили за тем, чтобы детский труд не эксплуатировался. 

    «Конечно, помогали убирать картошку. Собирали макулатуру, металлолом – это тоже был труд, хотя и не вознаграждаемый материально, но зато общеполезный. Все эти мероприятия проходили немного бестолково, но, насколько я помню, весело. Безусловно, дети приучались к труду, получали определенные навыки, опыт совместной работы. В любые времена привычка к труду полезна. Во многих странах считается, что отец, который не обучил ребенка ремеслу, не дал ему определенных трудовых навыков, недостоин называться отцом. Дети, вступая во взрослую жизнь, уже должны уметь делать что-то по дому, а также выполнять общеполезные работы. Но, скорее, это относится к детям, выросшим в городе – на селе они трудятся с самых ранних лет. В нашем храме дети тоже помогают по мере своих сил. Это, конечно, больше духовный труд, но и он полезен. Наши дети привыкли, что нужно убрать за собой - например, подмести пол. Помогают они и престарелым. Мои дети в свое время подрабатывали. Для них это было полезно и в плане общения, и взаимопомощи. Но несмотря на все это, не думаю, что кого-то нужно заставлять трудиться. Жизнь научит этому сама. Так что я бы, пожалуй, поддержал предложение предоставить детям максимальные возможности для того, чтобы они могли трудиться, но обязывать их к этому, думаю, все же не стоит», - подчеркнул священник.
     
    Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что, «разумеется, приучать детей к труду надо, но для этого должны быть созданы условия». 

    «Одно дело, ребенок в традиционной крестьянской семье: было естественно, что он приучен к труду, поскольку был встроен в систему сельского хозяйства. А в городах совсем другая среда и другие условия труда. Кроме того, подросткам сегодня устроиться на работу непросто. Надо оформлять много документов, да и найти интересную работу проблематично. Что в городе может подросток? Рекламные буклеты раздавать, уборщиком в "Макдональдсе" работать, почту разносить? И эту-то работу найти подростку непросто, даже если он хочет работать. Нет в обществе условий. Я рос в городе, но летом бывал у дедушки с бабушкой, и там приучался к труду с детства. Считаю это вполне нормальным», - заключил он.
     
    Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, рассказал, что живет в Долгопрудном, который нынче не отличить от мегаполиса.

    «В 1-2 классе мы собирали колоски с местных пшеничных полей и помыслить даже не могли, чтобы не участвовать в этом. Никто не думал, что уже нашим детям сегодня предложат дать образование, которое позволит им стать грамотными потребителями – так нынче говорят чиновники! За что боролись, как говорится, на то и напоролись. И такая воспитательная система еще аукнется. Сейчас переломное время: меняются технологические уклады в обществе, в государстве. Найти себе место молодому человеку очень непросто, - тем более когда родители сами в растерянности. А трудовое воспитание должно быть несомненным и независимым от технологического уклада. Есть у тебя свои обязанности в семье, среди одноклассников, друзей – исполняй. Например, мама моей жены имела большое хозяйство. И мои дети помогали во всем: ухаживали за козой, косили сено, сушили. Хотя жили мы и живем по циклу городскому, но для нас была святая обязанность поехать к бабушке и помочь ей по хозяйству. А вот что будет с моими внуками - пока не знаю. У нас была иерархия престижных профессий. Мне, во всяком случае, в школе говорили, мол, учись хорошо, а то только дворником и станешь. А сейчас и в дворники не возьмут, там уже таджики конкуренцию составляют! У наших детей нет альтернативы - только высокие технологии и освоение высокотехнологичных профессий. А пока главная обязанность детей – послушание родителям: именно с этого начинается их воспитание. А сегодня в школах дети даже с доски не вытирают, а мы полы подметали и мыли, дежурство было - трудовые навыки входили в перечень учебных процедур, сейчас этого нет. Важно приучить ребенка, что его "хочу" должно быть даже не на втором, а на десятом плане. А на первом плане должно быть "надо". И потом не надо забывать о дисциплине духовной. Духовная жизнь - это когда человек свое "хочу" прячет и понимает: высшая радость – исполнить волю, и не свою, а Божью», - подчеркнул о. Александр.
     
    Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что, безусловно, привыкать трудиться нужно с самого раннего возраста. В Священном Писании Апостол Павел говорит: «Кто не работает, тот не ест». А Господь говорит Адаму после его грехопадения: «В поте лица будешь добывать хлеб свой». 

    «Сам Господь дал человеку наказ трудиться, а не паразитировать на обществе. Не стоит мечтать об огромной зарплате, которую ты ничем не заслужил. Когда человек не трудится, его обуревают различные страсти. Если он сладко ест, много спит, начинаются мучения плоти. Человек забывает о своем предназначении, ему уже не хочется создавать семью. Зачем, если и так хорошо? Если мужчина не привык трудиться, он и о детях своих не будет заботиться, они станут для него обузой. Потом такой же обузой станут престарелые родители. Труд воспитывает в человеке благородные чувства. Тот, кто в поте лица добывает хлеб, будет с уважением относиться и к чужому труду. Так что трудиться по мере сил должен любой из нас. Мой отец был священником в сельском храме. Я помогал ему уже с пяти лет. В селе у нас не было водопровода, я носил в храм воду. С мамой мы чистили ковры, делали на зиму заготовки. Сами красили свой дом. Нас в семье было трое детей, и мы выполняли любую работу, в том числе тяжелую», - заключил он.
     
    Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что вопрос очень актуальный, у него сразу несколько аспектов. 

    «Школьники и студенты у нас на самом деле работают, но в отличие от советских времен они работают по свободному найму, то есть устраиваются на работу по трудовому соглашению. Так что вопрос надо сузить до сферы нашего государственного общего образования. Вот тут действительно вопросов хватает. После развала СССР нормативы в спешке, видимо, списали неизвестно откуда, и там много несуразиц. Учителя, например, не имеют права принуждать школьников к физической работе – вымыть окна, полы, протереть доску, не говоря про что-то более серьезное. Так что надо нормы пересмотреть. Если педагог может заставлять сидеть и до седьмого пота решать не самые нужные задачи, то можно и общественно-полезные навыки включить в процесс учебы. Конечно, хорошо, что мы пытаемся преодолеть правовое невежество, но сталкиваемся с тем, что законодательные нормы несовершенны - над этим надо работать. Нормальные мотивированные к учебе и успеху молодые люди работают еще и больше взрослых, не говоря о том, что они еще и учатся: полдня проводят в школе, что тоже непросто, потом подработка, а вечером дома снова учатся, в то время как мама с папой приходят с работы и отдыхают», - продолжил он. 

    «Что касается семейных обязанностей, тут мешают делу те же самые ошибки, что и в школе. На фоне подросткового протеста, конфликта подросткового возраста, который родители не всегда могут разобрать, дети категорично могут заявлять, что их нельзя заставлять работать. Но надо понимать, что в нормальных семьях нет специального трудового воспитания, а есть просто воспитание, которое включает в себя естественный совместный труд. В семье трудовое воспитание врастает в нормальную жизнь. А если родители не совсем умные, то им самим еще надо учиться. У меня двое детей, и никаких вопросов на эту тему не возникало. Было просто общее дело. И у детей, и у взрослых есть свои трудности и недостатки. И задача родителей разумным педагогическим маневром стимулировать желание к общему делу. Еще распространен вопрос: надо ли детям платить за серьезную работу по дому, например, за покраску стены или копание огорода? Дети должны понимать, что платить членам семьи за домашнюю работу - это безумие. В то же время им хочется получать вознаграждение. Тут можно пойти на хитрость: соседи договариваются друг с другом, что нанимают соседских детей на работу за определенную оплату. Этакая полезная игра: молодые люди понимают, что дома работают на благо семьи, но труд при этом оплачиваемый. Так что все справедливо!» - заключил о. Макарий.

    Возврат к списку



     


    a_b.jpg

    За веру православную

    Перейти к разделу

     

    Образование и воспитание

    Перейти к разделу

     

    Святая русь

    Перейти к разделу

    Современные проблемы

    Перейти к разделу

     

    Православный образ жизни

    Перейти к разделу

     

    Новости за рубежом

    Перейти к разделу

    Проповеди

    Перейти к разделу

     

    История церкви

    Перейти к разделу

     

    Русская история

    Перейти к разделу

     
      Карта сайта / Обратная связь
    Официальный сайт Международного общественного движения "ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ"
    Разработка и поддержка сайта ИТ-компания "Зебрус"
    Яндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru