Третьяковская галерея показывает выставку «Новые открытия»
Возврат к списку
04.09.2015
Третьяковская галерея показывает выставку «Новые открытия»
Возможность показать вновь отреставрированные иконы появилась у Третьяковской галереи благодаря скорому открытию выставки Симона Ушакова, главного героя поздней русской иконописи. Если бы не счастливый случай, прекрасные образцы русской иконописи так и остались в запасниках.
Также выставка «Новые открытия» дала возможность представить реставраторов Третьяковки персонально: под каждой иконой кроме даты и возможного авторства – фамилия художника-реставратора и время реставрации. Читаешь, например, «Святитель Климент папа Римский с житием. Середина XVIII века. Москва. Раскрыта О.Б.Воробьевой в 2008–2013 годах» – и сразу становится понятно, насколько длительным может быть реставрационный процесс. А упоминание спонсоров поясняет, что он и дорогостоящий.
Обозначенное в названии выставки время написания ее экспонатов, понятно, исключает визуальную целостность экспозиции. Каждому видно, насколько «Снятие со креста» и «Евхаристия. Причащение хлебом», относящиеся к первой половине XVI в., яркостью красок и изяществом линий отличаются от «Сорока мучеников севастийских», датированных 1845 г. и написанных под несомненным влиянием светской живописи. Причем жанровой, что особенно заметно в клеймах.
Четыре века – слишком большой срок, иконопись, естественно, менялась за это время, по устоявшемуся и популярному мнению – не к лучшему. Поздняя икона традиционно ценится музеями невысоко, хотя и в ней кроме рядовых коммерческих образцов есть свои явные шедевры и выдающиеся мастера. Но нет на слуху у публики имен иконописцев после Симона Ушакова, как уточнено в названии его будущей выставки – «царского изографа XVII века». Да и отдел древнерусского искусства этим же XVII в. в Третьяковке и ограничен, потом пойдет живопись уже светская.
Показанная на выставке «Богоматерь Владимирская», датированная второй половиной XIX в., как раз представляет собой прекрасно написанную традиционную икону, где по-европейски написанный лик ничуть не портит общей гармонии. А монументальное «Благовещение» Емельяна Никитина – прекрасный пример того, как западная живописная традиция повлияла на русскую икону.
Возврат к списку
|